Социальная готовность к школе
Методика включает в себя две части. Первая проводится в форме беседы. Ребенку предлагается ответить на вопросы:
- Можно ли смеяться, когда твой товарищ упал? Почему?
- Можно ли обижать животных? Почему?
- Нужно ли делиться игрушками с другими детьми? Почему?
- Если ты сломал в детском саду игрушку, а воспитательница подумала, что это сделал другой мальчик (девочка), нужно ли сказать, что это ты виноват? Почему?
- Можно ли шуметь, когда другие отдыхают? Почему?
- Можно ли драться, когда другой ребенок отобрал у тебя игрушку? Почему?
Во второй части ребенку предлагается закончить несколько ситуаций. Желательно изложить ситуацию своими словами, а не зачитывать. Ребенок может воспринять это не как игровое задание, а как «экзамен». Это может вызвать у него смущение, что значительно осложнит выполнение задания, и ребенку будет трудно продемонстрировать свои истинные представления о способах эффективного общения.
- Маша и Света убирали игрушки. Маша быстро сложила кубики в коробку. Воспитательница сказала ей: «Маша, ты сделала свою часть работы. Если хочешь, можешь пойти поиграть или помоги Свете закончить уборку». Маша ответила... Что ответила Маша? Почему?
- Петя принес в детский сад новую игрушку — самосвал. Всем детям хотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Пете подошел Сережа, выхватил самосвал у него из рук и стал с ним играть. Тогда Петя... Что сделал Петя? Почему?
- Катя и Вера играли в «догонялки». Катя убегала, а Вера догоняла. Вдруг Катя упала. Тогда Вера... Что сделала Вера? Почему?
- Таня и Оля играли в дочки-матери. К ним подошел маленький мальчик и попросил: «Я тоже хочу с вами играть». «Мы тебя не возьмем, ты еще маленький», — ответила Оля. А Таня сказала... Что сказала Таня? Почему?
- Коля играл в «лошадки». Он бегал по комнате и кричал. В другой комнате мама укладывала спать его маленькую сестренку Свету. Девочка никак не могла заснуть и плакала. Тогда мама подошла к Коле и сказала: «Не шуми, пожалуйста. Света никак не может заснуть». Коля ей ответил... Что ответил Коля? Почему?
- Таня и Миша рисовали. К ним подошла воспитательница и сказала: «Молодец, Таня! Твой рисунок получился очень хорошим». Миша тоже посмотрел на Танин рисунок и сказал... Что сказал Миша? Почему?
- Саша гулял около дома. Вдруг он увидел маленького котенка, который дрожал от холода и жалобно мяукал. Тогда Саша... Что сделал Саша? Почему?
Социальную готовность ребенка к школе можно развивать с помощью специальных игр и упражнений, размещенных на этой странице.
социальная готовность к школе