Диагностика развития речи детей
Ранняя диагностика развития речи детей - основа эффективности лечебно-педагогических профилактических мероприятий. При оценке до-речевого развития с выявлением симптомов риска на каждом этапе важное значение имеет определение степени отставания в овладении речью. С этой целью приводим специальную диагностическую шкалу оценок.
Отобранные пункты в шкале могут считаться надежными показателями овладения речью, с помощью которых могут быть выделены дети группы риска по отставанию речевого развития.
1 мес Реакция сосредоточения на речевое общение с ребенком
2 мес Улыбка при общении
3 мес Комплекс оживления при общении со взрослым, гуление
4 мес Дифференцированность комплекса оживления, смех
5 мес Дифференциация направления звука, певучее гуление
6 мес Лепет
7 мес Готовность к совместной игровой деятельности, ориентация на колокольчик — вызванная реакция
8 мес Реакция на незнакомое лицо, повторение одинаковых слогов ба-ба и т.п.
9 мес Общение с помощью жестов, игра в «ладушки»
10 мес Ситуационное понимание обращенной речи, предметно-действенное общение со взрослым, использование 1—2 «лепетных слов» , понятных при соотнесении с ситуацией
11 мес Использование 3 «лепетных слов» с соотнесением
12 мес Использование 3 — 4 «лепетных слов» с соотнесением; понимание простой инструкции, дополняемой жестом
15 мес Словарный запас увеличивается до 6 слов, ребенок понимает простую инструкцию без жеста
18 мес Показывает одну из частей тела, словарный запас 7 — 20 слов
21 мес Показывает три части тела, использует фразу из 2 слов, словарный запас — 20 слов
24 мес Показывает 5 частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов; понимает двух-этапную инструкцию, неадекватно использует местоимения я, ты, мне; предложения строит из 2 слов
30 мес Адекватно использует местоимения я, ты, мне; повторяет две цифры в правильной последовательности, имеет понятие «один»
36 мес Словарный запас 250 слов, использует предложение из 3 слов, овладел множественным числом существительных и глаголов. Ребенок называет своё имя, пол и возраст, понимает значение простых предлогов; выполняет задания типа «положи кубик под чашку», «положи кубик в коробку».
Обследование детей проводится в динамике. Дети, стойко отстающие на один возрастной период, относятся к группе риска. Ребенок, не пользующийся фразовой речью к 30 месяцам жизни, должен быть обязательно проконсультирован врачом (детским невропатологом или психоневрологом) и логопедом.
Диагностика развития речи детей